Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru

Назад Главная Вверх Вперед

 

 

ШЕВЕЛЕВ

Михаил Григорьевич

(? – 08/11/1903)

ШЕВЕЛЕВ Михаил Григорьевич

    Купец I-й гильдии, коммерции советник, член Общества изучения Амурского края (которое было создано благодаря его активному участию и с помощью в т.ч. и его средств), меценат, почетный попечитель Восточного института и основатель первого русского пароходства на Дальнем Востоке. Родился предположительно в конце 40-х гг. ХIХ в. в Сибири. После окончания школы переводчиков китайского языка, направлен переводчиком в русскую православную духовную миссию в Пекине. Прекрасное знание китайского языка, истории, культуры и обычаев Поднебесной сулили молодому человеку блестящее будущее на этом поприще. Однако его деятельная натура искала чего-то нового. Волею случая он оказывается в Ханькоу, где процветал чайный бизнес, и нанимается рядовым клерком в крупную фирму «Оборин, Токмаков и Ко», специализирующуюся на торговле чаем в России. Проявив и в этом деле свои недюжинные способности и деловую хватку, Михаил Шевелев в 1874 г. становится совладельцем фирмы, на вывеске которой отныне стало значиться «Токмаков, Шевелев и Ко». Уже в следующем году он подбивает компаньонов по бизнесу на покупку собственного парохода «Батрак», грузоподъемностью 1200 т, который стал доставлять чай из Китая в Россию. Этот пароход и стал первым судном под российским флагом, выполнявшим грузопассажирские перевозки на Тихом океане. Однако «Батрак» выгоды не приносил, а вскоре потерпел кораблекрушение у берегов Сахалина. При поддержке правительства в 1880 г. Шевелев основывает первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке - судоходную компанию «Шевелев и Ко». Для начала он покупает пароход «Байкал» грузоподъемностью около 1000 т, который и сделал ему имя добросовестного и ответственного пароходчика, ни разу не подводившего ни грузоотправителей, ни пассажиров. «Байкал» работал на линии Владивосток - Гензан - Фузан - Нагасаки - Чифу - Шанхай. На эту же линию он поставил и пароход «Владимир» (грузоподъемность 900 т). Среди различных фирм Приморья Шевелев держал второе место по капиталу, переведенному через местное казначейство на запад - 1 млн 73 тыс. руб. (данные за 1890 г.). Его обошел лишь торговый дом «Кунст и Альберс» - 2 млн 107 тыс. руб. Вслед за «Владимиром» М. Шевелев купил еще один пароход - «Стрелок» - грузоподъемностью 290 т, который обслуживал местные портопункты и Сахалин. Так, в 80-х гг. ХIХ столетия М.Шевелев становится крупнейшим русским пароходчиком на Тихом океане. При этом не только грузоотправители и получатели, пассажиры, но и сам генерал-губернатор С. Духовской весьма положительно отзывался о работе пароходства М. Шевелева. Кроме того, он занимался благотворительностью, выделяя средства на образование, культуру, научные изыскания, нужды переселенческого управления края, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине. Причем и сам, между делами коммерческими, увлекался археологией, слыл большим знатоком истории и культуры Китая и Бохайского царства, некогда существовавшего на территории Приморья. Разруха в пароходном бизнесе М. Шевелева началась летом 1897 г., когда у мыса Гамова потерпел аварию и затонул пароход «Владимир», следовавший с грузом к берегам Кореи. Уже в октябре того же 1897 г. М. Шевелев лишился еще одного своего парохода - «Стрелок», который потерпел крушение у берегов Сахалина. Пытаясь спасти положение, Шевелев в 1889 г. приобретет еще один пароход - «Новик», дабы хоть как-то закрыть образовавшуюся брешь на грузопассажирских линиях, открывшуюся после утраты в одночасье сразу двух судов. Но и это не помогло. Вскоре после этих событий правительство расторгает контракт с М. Шевелевым, как с не выполняющим свои обязательства по контракту, и передает для обслуживания морские линии новому пароходному товариществу, созданному при КВЖД. Исправить сложившуюся ситуацию М. Шевелев так и не смог, и в январе 1902 г. он объявил о ликвидации пароходной компании «Шевелев и Ко». 8 ноября 1903 г. Михаил Григорьевич Шевелев ушел из жизни - подвело сердце. При большом стечении народа, с почестями, он был похоронен на Покровском кладбище во Владивостоке, которое в 30-е гг. было уничтожено новой властью.


© MARCEL FAMILY, 2004-2009  Design by Marcel

Коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов

 

Сайт создан в системе uCoz