Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru

Назад Главная Вверх Вперед

 

 

«ВОСТОК»

    Парусно-паровая шхуна, первый паровой морской корабль русского Военно-морского флота на Дальнем Востоке. Построена в 1851 году в Англии, под названием “Феарлесс” (“Бесстрашная”). Имела железный корпус, гребной неподъемный винт, 2 мачты с косыми парусами. Водоизмещение - около 300 т, длина - 32,3 м, ширина - 7 м, осадка - 2,8 м, мощность паровой машины - около 90 кВт, экипаж - 37 человек. Вооружение - 4 пушки малого калибра. Приобретена Е.В. Путятиным в 1852 г. для сопровождения фрегата «Паллада» в дальневосточных водах. В январе 1853 г. (под командованием лейтенанта В.А. Римского-Корсакова) совместно с «Палладой» шхуна покинула Англию и, придя на Дальний Восток, состояла при эскадре вице-адмирала Е.В. Путятина на время его плавания в китайских, японских и филиппинских водах. Летом этого же года ходила в Татарский пролив и устье Амура к Г.И. Невельскому, чтобы узнать о его положении, а также в целях описи северо-восточного побережья Сибири. Без карт, идя на ощупь, шхуна множество раз садилась на мели, особенно при обследовании залива Виахту (о. Сахалин) и залива Чихачева (Де-Кастри), где шхуна особенно плотно села на банку, получившую ее имя. Во время плавания экипаж произвел опись южных и западных берегов острова Сахалин и открыл южный фарватер к устью Амура. Шхуна «Восток» является первым русским военным судном, вошедшим в Амур из Татарского пролива. Зимой 1853-54 г. шхуна плавала с различными поручениями вице-адмирала Путятина в южных морях. Во время этого плавания эк. шхуна описал группу островов Бородино и остров Батан. Летом 1854 г. шхуна плавала в северной части Татарского пролива, в лимане Амура и западной части Охотского моря (с заходом в Аян) с генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским на борту. С началом Восточной войны (сведения о котором принесла на русскую эскадру именно шхуна «Восток») шхуна была послана с распоряжением Н.Н. Муравьева-Амурского в Петропавловск. Шхуна подошла ко входу в Авачинскую бухту в то время, когда там находилась англо-французская эскадра, и только лишь счастливая случайность избавила маленькую шхуну от встречи с грозным противником. Перейдя в Большерецк, шхуна предупредила о петропавловской угрозе транспорт «Байкал» и, дождавшись донесения о сражении в Петропавловске, в тяжелых штормовых условиях перешла к Петровскому зимовью, где и зазимовала. Летом 1855 г. сделала попытку подняться вверх по Амуру но, не дойдя 200 верст до Уссури, вернулась обратно. Зиму 1855-56 г. провела на протоке у озера Кизи, откуда из-за внезапно спавшей воды не могла выйти. Всю навигацию 1856 г. плавала в лимане Амура. После окончания войны шхуна «Восток» осталась в составе Сибирской флотилии, выполняя главным образом лоцмейстерские и описные работы в Японском и Охотском морях. Так, в начале 60-х годов на шхуне (под командованием лейтенанта П.Л. Овсянкина, а с 1862 г. под командованием капитан-лейтенанта В.И. Рыкова) производилась опись южного побережья Приморья гидрографической партией подполковника корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина. В 1868 г. (под командованием капитан-лейтенанта Г.К. Кологераса) с нее вел опись западного берега южного Сахалина лейтенант К.С. Старицкий. В 1875 г. (под командованием лейтенанта О.В. Старка) совершила двукратное плавание в проливе Татарском и Лаперуза с лейтенантом М. Л. Онацевичем на борту, выполнившим гидрографические и гидрологические работы и определившим ряд астрономических пунктов в местах, посещаемых шхуной В этом же году шхуна посетила почти все порты Охотского моря (Гижигинск, Ямскую губу, Тауйскую губу, Охотск, Аян, Лебяжью бухту, Tyrypскую губу, остров Большой Шантар). В 1878 г. (под командованием лейтенанта И.А. Молчанского) ходила из Владивостока в лиман Амура с описной партией лейтенанта Э.В. Майделя, произведшей полную опись лимана. По пути шхуна зашла в бухту Козьмина, залив Святой Ольги, Чихачева (Де-Кастри) и Николаевск. В 1882-1883 г.г., будучи самым старым судном не только Сибирской флотилии, но и всего русского флота, шхуна обслуживала работы Отдельной съемки В океана под начальством капитана А.С. Стенина, базируясь после перевода из Николаевска на Владивосток. Осенью 1883 г. шхуна села на мель у острова Стенина и была разбита осенними штормами.

    В честь шхуны “Восток” названа банка в заливе Чихачева и банка в заливе Петра Великого, риф у пролива Лаперуза (остров Манерон) и залив (в заливе Петра Великого).

Вернуться


© MARCEL FAMILY, 2004-2009  Design by Marcel

Коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов

 

Сайт создан в системе uCoz