Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru

Главная Вверх

 

ИСТОРИЯ СЕЛА ГВОЗДЕВО


    Село Гвоздево расположено в южной части Хасанского района на 185-м километре ветки «Барановский-Хасан» Уссурийского отделения Дальневосточной железной дороги. История села началась со строительства в 1938 году зоны, жилых и коммунально-бытовых помещений для личного состава охраны и обеспечения содержания заключенных исправительно-трудового лагеря, которым предстояло возвести железнодорожную станцию.
    С начала 30-х годов прошлого века, в связи с угрозой войны с Японией началось спешное укрепление Дальневосточных рубежей – возведение укрепрайонов, развитие системы коммуникаций и т.д. В конце 30-х - начале 40-х годов были построены многочисленные железнодорожные ветки по всему Приморскому краю. Так была сооружена линия №206 «Барановский – Посьет». Начиналось строительство в 1938 году силами заключенных Приморского железнодорожного исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) железнодорожного строительного управления ГУЛАГА НКВД на Дальнем Востоке (http://www.memo.ru/HISTORY/NKVD/GULAG/index.htm), который располагался на станции Барановское [3].
    4 января 1940 года в связи с закрытием лагеря, строительство линии №206 обслуживал Амурский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь (Амурлаг), которому был передан личный состав и имущество Приморского ИТЛ. В июле 1941 г. в соответствии с приказом ГУЛЖДС НКВД Амурский ИТЛ был расформирован и на его базе создан Буреинский лагерь. Заключенными этого лагеря и была достроена и введена в эксплуатацию в 1941 г. железнодорожная линия: «Барановский — Посьет» длиной 232 км с ответвлениями «Гвоздево – Краскино» и «Гвоздево – Посьет». [4].
    По началу станция не имела названия и числилась как 185-й километр. В 1940 году ей было присвоено имя политрука 40-й стрелковой дивизии 1-й Приморской армии Дальневосточного Краснознамённого фронта Ивана Владимировича Гвоздева (персоналию), погибшего в боях у озера Хасан в 1938 г.
    Долгое время в Гвоздево не было гражданского населения, поскольку не только строительство, но и обслуживание железнодорожных линий, как и многих других построенных объектов в малозаселенных регионах страны в те годы, осуществлялось, как правило, заключенными исправительно-трудовых лагерей, а также – освобожденными и досрочно-освобожденными лицами [3].
    В 1941 г. в Гвоздево была расквартирована воинская часть ГСМ. Позднее в 1945 г. здесь стояла армейская дивизия, которая участвовала в войне с Японией и после войны была расформирована [1].
    В 1945 г. в Гвоздево был устроен лагерь для японских военнопленных - территорию обнесли колючей проволокой, поставили палатки, большую палатку отвели под госпиталь. Просуществовал этот лагерь почти 3 года.
    В это же время стали появляться и первые гражданские лица. Село постепенно стало строиться, началось развитие сельского хозяйства. В послевоенные годы здесь было размещено подсобное хозяйство подразделений Тихоокеанского флота. Развели коров, свиней, лошадей, построили парники. Были разработаны поля, где высаживали картофель и другие овощи. Началось строительство железнодорожного депо, была построена электростанция, водокачка. В 1950 г. открылась начальная школа.
    Приезжали в Гвоздево на жительство со всех концов Советского Союза - украинцы, белорусы, татары. Переселялись и жители из соседних сел - Виноградное и Кубанское. К концу 50-х годов военных в Гвоздево уже почти не было, осталась лишь небольшая воинская часть.
    Приказом директора Дальзверотреста №321-п от 1 ноября 1966 г. в селе был организован зверосовхоз «Гвоздевский», куда были переведены 25 семей рабочих отделения совхоза «Виноградное». В январе 1967 г. хозяйства «Виноградное» и «Кубанское» слились со зверосовхозом «Гвоздевский» [2]. Зверосовхоз стал специализироваться на разведении пятнистых оленей и норок. Поголовье овец из «Кубанского» было передано в совхоз с. Янчихэ (ныне Цуканово).
    Укрупнение зверосовхоза дало новый толчок для развития села. Началось активное строительство жилья. Появились новые улицы - Центральная, Новая, Заречная, Линейная. Были построены двухэтажный детский сад, клуб, баня; заасфальтирована дорога. 3 мая 1968 г. образован Гвоздевский сельский совет депутатов трудящихся.
    Однако дальнейшее развитие села было остановлено перестроечными реформами конца прошлого века. В связи с развалом сельского хозяйства в конце 90-х годов зверосовхоз «Гвоздевский» обанкротился и прекратил свое существование. В настоящее время на его базе создано частное предприятие ООО «Рось-С» - одно из четырех хозяйств в районе, занимающихся разведением пятнистых оленей. Угодья предприятия расположены в районе реки Виноградная в 400 метрах на северо-восток от гострассы Раздольное-Хасан. В хозяйстве работает 7 человек, а поголовье оленьего стада насчитывает порядка 1000 голов.
    Сегодня село Гвоздево живет в основном благодаря железной дороге – работает железнодорожная станция, оборотное депо, пожарная часть, есть свой магазин. При железнодорожной станции осуществляет свою деятельность Отдел Хранения Горючего ОАО "Приморнефтепродукт".
Численность населения села на начало 2007 г. составляла 649 человек. В селе есть общеобразовательная школа на 133 места, детский сад «Жемчужинка» на 20 мест, действует сельский клуб, врачебная амбулатория, библиотека, почтовая связь, лесхоз.
    До 2005 г. в селе работала своя сельская администрация, однако с 1 января 2006 г. в связи с новым административным делением село Гвоздево перешло в административное управление администрации Посьетского городского поселения.


Использованная литература

1. История с. Гвоздево/ По материалам Хасанской центральной библиотеки.
2. Лучшева Л.И. История Хасанского района. – Владивосток, 2006 г.
3. Приморский железнодорожный ИТЛ (Приморлаг). http://www.memo.ru/HISTORY/NKVD/GULAG/r3/r3-283.htm
4. Комиссар госбезопасности. Частная коллекция. http://www.dvbook.ru/book_bamzizni_2.htm


 


© MARCEL FAMILY, 2004-2009  Design by Marcel

Коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов

 

Сайт создан в системе uCoz