Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru

Главная Вверх Вперед

 

Не скажет ни камень, ни крест, где легли...

"Приморец", 7 ноября 2002, №116, с.6



    Приближается 100-летие со времени начала Русско-японской войны 1904-1905 годов. На территории Хасанского района та война тоже оставила свои следы. И не только в том, что фактически в Посьете базировался Владивостокский отряд крейсеров, который прикрывал подступы к главному форпосту России на Тихом океане - Владивостоку.
    Одному из кораблей этого отряда, крейсеру I ранга "Богатырь", выпала судьба напороться на скалы мыса Брюса, отделяющего Амурский залив от залива Славянский.


    Заложенный на стапелях Балтийского машиностроительного завода в Санкт-Петербурге, броненосный крейсер "Богатырь" вошел в строй Военно-Морских сил России 1901 году. Корабль был выпущен в серии бронепалубных крейсеров клаcca "Аврора" - "Диана" - "Варяг" - "Очаков". С постройкой крейсера "Богатырь" была завершена 20-летняя программа военного кораблестроения Российской империи для независимого выхода в мировой океан.
    Этот тип отечественного крейсера обладал водоизмещением 6600 метровых тонн при высокой по тем временам скорости более 23 узлов. Крейсер имел также 24 корабельных орудия основных калибров и 6 торпедных аппаратов. Численность экипажа составляла 563 человека.
    После постройки корабля не прошло и года, как в составе эскадры пяти крейсеров, двух броненосцев и семи миноносцев крейсер "Богатырь" взял курс на Владивосток через Суэцкий канал и с заходом в Порт-Артур. Эскадра вышла из Кронштадта в октябре 1902 года. Переход продолжался 1812 ходовых часов, в течение которых в топках крейсера было сожжено 12706 тонн угля, а в котлы залита 11271 тонна пресной воды.
    Официально Владивостокский отряд крейсеров был сформирован в июне 1903 года из крейсеров "Россия", "Рюрик", "Громобой" и "Богатырь". Отряд проводил стрельбы в Амурском заливе по морским и береговым целям, отрабатывал маневрирования в поворотах и перестроениях. Отражались также учебные минные атаки и одновременно ставились боевые минные заграждения.
Август отряд провел на боевом крейсерстве в Японское море и в Тихом океане, заходил в японский порт Хакодате. Прямо с постройки крейсера его командиром оставался капитан первого ранга Александр Стемман, сын ветеринарного врача, уроженец Кронштадта.
    Русско-японская война началась утром 25 января 1904 года вручением российскому посланнику меморандума с объявлением о разрыве Японией дипломатических отношений с Россией. К тому часу японский военно-морской флот уже вовсю захватывал русские торговые и промысловые суда, а также суда на пассажирских рейсах в Желтом и Японском морях, в портах оккупированной Японией Кореи и в самой Японии. Главная русская военно-морская база в Порт-Артуре была заранее блокирована японским флотом. Но угрозу блокирования Владивостока успешно предотвращал его крейсерский отряд.
Однако сам отряд тоже понес потери. Они были связаны с кораблекрушением, которое постигло крейсер "Богатырь".
    Утром 2 мая 1904 года под вымпелом начальника Владивостокского отряда крейсеров контр-адмирала Карла Иессена "Богатырь" вышел из бухты Золотой Рог в запив Посьета. Из-за плотного тумана видимость была нулевой. Корабль шел к цели лишь по хронометрическому счислению на 7-узловой скорости. Однако адмирал потребовал от командира корабля увеличить скорость хода до 10 узлов. Но при дополнительных расчетах величины скорости, времени и расстояния не совпали... В результате крейсер на полном ходу напоролся на камни мыса Брюса. Как потом выяснилось, стальное днище "Богатыря" оказалось распоротым на 160 футов, что соответствует 55 с лишним метрам. Удар был настолько сильным, что стоил жизни нескольким членам экипажа.
Чтобы снять крейсер со скал, с него демонтировали орудия, разгрузили пороховые погреба. При этом корабельные орудия были установлены на берегу на случай столкновения с японцами. Здесь же похоронили погибших при кораблекрушении. К сожалению, ни одной из пяти могил моряков с "Богатыря" сегодня уже не найти. После провозглашения в Приморье советской власти могилы русских моряков удавалось сохранять только при классовом подходе. При таковом считалось, что на мысе Брюса погребены моряки, которые будто бы из революционных и антивоенных побуждений намеренно подготовили выброс "Богатыря" на камни, за что тут же приняли героическую смерть от рук "царских сатрапов". И не было ни суда, ни следствия...
    Но флотские могилы все равно оказались потерянными. 
    Собственно, без "крамольных" настроений на крейсере "Богатырь", действительно, не обошлось во времена первой "русской" революции 1905-1907 годов. Но разговоры на темы "братства пролетариев всех стран" поползли по "Богатырю" уже во время заводского ремонта крейсера во Владивостоке, то есть после скал мыса Брюса. А чтобы избавиться от тех, кто хотел "из искры раздуть революционное пламя" на борту "Богатыря", их, 13 человек, попросту списали с крейсера и отправили в европейскую Россию. Сам крейсер снялся из Владивостока обратным курсом на Кронштадт 30 октября 1905 года.
Через 8 лет после кораблекрушения крейсера "Богатырь" над мысом Брюса был зажжен маяк, который и по сей день исправно служит морякам. Правда, с мостика самого "Богатыря" свет этого маяка уже не был виден. Крейсер оставался в составе боевых кораблей только на Балтике. Вплоть до 1922 года. Потом корабль был порезан "на гвозди" там же, где и построен, - на Балтийском машиностроительном заводе.

Вадим БАТЯНИН.








© MARCEL FAMILY, 2004-2009  Design by Marcel

Коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов

 

Сайт создан в системе uCoz