Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru
|
БОХАЙ (698-926)Государство на Дальнем Востоке, созданное древними тунгусо-язычными племенами мукри (мохэ). Первоначально называлось Чжень ("Громовое") в 713 г. получило название королевства Бохай. В китайских письменных источниках приводится и другое его название - Хай Дун шэн го ("Цветущее государство Восточного Приморья"). В состав Бохая вошли земли значительной части Северо-Восточного Китая, большей части Приморского края и Северной Кореи. В административном отношении вся территория государства была разделена на 15 областей, в т. ч. 5 столичных. Все области делились, в свою очередь на 62 округа, а последние - на 125 уездов. Во главе государства Бохай находился король, власть которого была наследственной. Его указы имели силу закона и ничто не приводилось в исполнение без его утверждения. Исполнительная власть была сосредоточена в Левом и Правом департаментах, а на местах она осуществлялась особо назначаемыми чиновниками, отвечающими за своевременный сбор податей с населения подотчетной им территории. Социальная структура Бохая имела выраженные черты азиатского способа производства. Вооруженные силы Бохая состояли из нескольких армий или охран, возглавляемых Великими Полководцами. В состав вооруженных сил входил также военно-морской флот. С самого начала Бохой был независимым суверенным государством, что не раз подтверждалось не только на полях сражений, но и многочисленными политическими акциями его правителей. Одной из таких акций было введение наименований (девизов) годам правления королей, что до этого считалось привилегией только китайских и японских императоров. Нарушение этой привилегии расценивалось ими как объявление войны. В конце 30-х гг. VIII в. между Бохаем и танским Китаем устанавливаются, наконец, дружеские отношения, а десятилетием раньше - с Японией. Очень скоро Бохай получает известность в Китае и Японии как страна просвещения и ученых. Этому в немалой мере способствовал специально изданный королем Да Циньмао указ, в соответствии с которым юношам, достигшим совершеннолетия, запрещалось жениться до тех пор, пока они не обучатся стрельбе из лука и грамоте. О высокой культуре Бохая свидетельствуют и данные археологических исследований. На территории Приморья исследованы остатки нескольких больших городищ, селищ и буддийских храмов. Анализ собранного археологического материала показал, что бохайцы обладали многоотраслевым хозяйством, главенствующая роль в котором принадлежала пашенному земледелию и животноводству. Для обработки земли применялись массивные чугунные сошники и мотыги. Бохайцы выращивали пшеницу, различные сорта проса, рис, сою, овощи, фруктовые деревья. Из домашних животных они разводили свиней, крупный рогатый скот, лошадей, собак и овец. Большим подспорьем в хозяйстве служили рыболовство, охота, морские и таежные промыслы. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись ими на внешний рынок, в т. ч. в Китай и Японию. Значительное развитие получило и ремесленное производство - металлургия и металлообработка изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее дело и т. п. На формирование культуры Бохая большое влияние оказали тюрко- и монголоязычные народы Южной Сибири и Центральной Азии, когуресцы, китайцы и даже ирано-язычные народы Средней Азии. Последние поддерживали с населением Приморья и Приамурья регулярные торгово-экономические связи по специально проторенной для этой цели параллельно и значительно севернее Великого шелкового пути Собольей дороге, по всей трассе которой ими были созданы торгово-ремесленные колонии. В свою очередь, бохайцы также оказали заметное влияние на культуру соседних с ними народов, в т. ч. киданей, коресцев и японцев. Под влиянием бохайцев в Японии получают распространение некоторые виды театрализованных представлений, изготовление и использование в качестве крепежных брелоков нэцкэ. Наряду с буддизмом, получившим распространение прежде всего среди знати, в Бохае существовали и другие формы религиозного мировоззрения, в частности, несторианство и шаманизм. В целом культура Бохая имела полиэтнический характер и вместе с тем обладала большим своеобразием и самобытностью. Появление и длительное существование на исторической арене государства Бохай имело своим следствием стабилизацию общей политической обстановки на Дальнем Востоке, что весьма положительно отразилось на судьбах многих народов этого региона. В 926 государство Бохай после ряда крупных поражений, нанесенных ему киданями, прекратило свое существование, распавшись на ряд мелких полузависимых и зависимых от киданей владений, из числа которых впоследствии выдвинулись чжурчжэни, сокрушившие в начале 12 в. могущественную киданьскую империю Ляо. |
|