Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru
|
История станции Сухановка Село Сухановка было основано в 1885 году в долине реки Гладкая, в двадцати пяти километрах от впадения реки в бухту Экспедиции залива Посьета. Существует версия, что свое название село получило по имени капитана – топографа Русской армии Александра Суханова [1]. В соответствии с донесением Южно-Уссурийского Окружного Полицейского управления Приморской Области от 17 марта 1891 года N1413 село Сухановка Янчихинского общества Посьетского участка числилось в составе корейских поселений. В то время в нем проживали 121 человек мужского пола и 103 – женского [2]. В 1910 году в селе Сухановка проживало уже 197 человек русско-поданных (из которых 106 - мужского пола и 91 – женского), это были корейцы, получившие русское гражданство. А также 107 человек иностранных поданных, те есть, не получивших русское гражданство, (из них 59 - мужского пола и 48 – женского). В селе была своя школа, в которой обучалось 18 мальчиков и 4 девочки [3]. Местное население занималось полеводством – выращивали чумизу, сою, различные овощи; разводили домашний скот. До революции, и в первые годы Советской власти, Сухановка входила в состав Адиминской волости Посьетского стана (позже - района). 4 января 1926 года волостное правление было упразднено. Посьетский район вошел в состав Владивостокского округа. На его территории было выделено одиннадцать сельских советов, два сельских общих собраний и тридцать шесть районных сельских советов, в том числе Сухановский районный сельский совет. В ходе коллективизации в 1929 году в селе Сухановка был создан колхоз растениеводческого направления, названный именем «Верховного Совета РСФСР» [1]. В конце 30-х - начале 40-х годов в ходе укрепления обороноспособности Дальневосточных рубежей по всему Приморскому краю были построены многочисленные железнодорожные линии. В 1938 году началось строительство железнодорожные ветки N206 «Барановский – Посьет» силами заключенных Приморского железнодорожного исправительно-трудового лагеря железнодорожного строительного управления ГУЛАГА НКВД на Дальнем Востоке, который располагался на станции Барановское [4]. Ветка прошла рядом с селом Сухановка и уже в 1939 году в полукилометре от села была построена железнодорожная станция с одноименным названием «Сухановка». Вокруг станции начала складываться своя инфраструктура, которая вскоре оформилась в самостоятельный населенный пункт. Решением Приморского крайисполкома от 16 января 1987 года N2 были объединены фактически слившиеся между собой населенные пункты – станция Сухановка и село Сухановка с сохранением за укрупненным населенным пунктом наименования – поселок «Сухановка» [5]. С развалом сельского хозяйства в результате постперестроечных реформ к началу ХХI века старый поселок обезлюдел и практически прекратил свое существование. Лишь несколько ветхих домиков напоминают сегодня о бывшем здесь ранее населенном пункте Сухановка. Часть местного населения переселилась поближе к станции, где есть возможность трудоустроиться. В соответствии с законом Приморского края от 14 ноября 2001 г. N161-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Приморского края» Сухановка вошла в состав Свободинской сельской администрации Хасанского района уже как железнодорожная станция «Сухановка». Сегодня, в соответствии с законом Приморского края от 14 ноября 2001 г. N161-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Приморского края», железнодорожная станция «Сухановка» входит в состав Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района. Станция связана автомобильной дорогой длиной два километра с трассой Раздольное — Хасан. Расстояние до районного центра пгт Славянка по дороге составляет 37 км, до Владивостока — около 201 км [6]. Численность жителей станции Сухановка на начало 2009 года составляла всего 93 человека. Работоспособное население занято преимущественно на железнодорожном транспорте - дежурством на станции, на охране железнодорожного моста, на путевых работах. В Сухановке действует пожарная часть (ПЧ-12), работает магазин от Дальневосточной железной дороги.
Использованная литература
1. Лучшева Л.И. История Хасанского района. – Владивосток, 2006. – С. 144. 2. Список сел и деревень Приморской области за 1891-1894 г.г. и переписка с окружными исправниками Приморской области о предоставлении этих списков. - Приморский государственный архив, фонд 1, опись 5, ед. хр. 627 3. Ким Г.Н. Переселение в Россию и просвещение корейцев в дореволюционный период. - http://world.lib.ru/k/kim_o_i/ch2rtf.shtml 4. Приморский железнодорожный ИТЛ (Приморлаг). http://www.memo.ru/HISTORY/NKVD/GULAG/r3/r3-283.htm 5. Административно-территориальное деление Приморского края 1856-1980 г.г. (Владивосток, 1984). Дополнение к справочнику / Архивный отдел администрации Приморского края, Государственный архив Приморского края. – Владивосток, 2002. 6. Электронная энциклопедия «ВикипедиЯ». - http://ru.wikipedia.org
Л.М. Кулинченко
24.12.2009 |
|