ЦГА ВМФ Фонд 417, оп. 1, д. 294. стр.1
Материалы об открытии и исследовании залежей магнитного
железняка в устье реки Тюмень-Ула, о снаряжении и работе горной экспедиции по исследованию каменноугольных месторождений в Южно-Уссурийском крае. (Отчетные карты Южно-Уссурийской горной экспедиции)
(л. 1-2) Копия письма к М.Н.Островскому от 13 октября 1886г.
При посещении мной летом текущего года портов Восточного
Океана Управляющий Морским Министерством генерал—адъютант
Шестаков обратил особое внимание на вопрос о снабжении углем
Владивостока и судов Сибирской Флотилии и Тихоокеанской эскадры.
Этот вопрос не новый. Озабочиваясь его разрешением, правительство
еще в 1875 году заключило контракт на 24 года о сдаче в аренду
Дуйских (Сахалин) угольных копей Надворному советнику
Бутковскому. Этот источник снабжения оказывается недостаточным и ненадежным. Сахалинский уголь плохого качества, на складе превращается в мусор.
По этим соображениям генерал-адъютант Шестаков пришел к выводу о желательности разыскания залежей каменного угля в местах для нас более удобных.
Не изволите ли вы признать возможным отправить в Уссурийский край ученую экспедицию для научного исследования этого края.
Чихачев.
(л. 4-5) На левом русском берегу реки Тумень-Ула на самом ее устье маркшейдер Н.М. Тилеман сделал в 1868 году рекогносцировку залежей
железной руды на пространстве приблизительно в 1 квадр. версту и принес в
дар музею общества образцы. Залежи руды с богатым содержанием металла
вблизи Владивостока и в местности, указанной Тилеманом, делает их весьма
важным для всего края и особенно для Владивостокского порта.
Я имею честь препроводить вам образцы руды. Залежи руды в двух местах в устье реки Тумень-Ула ... вблизи п. Та.... и на южном Берегу
Бухты
Экспедиции вблизи китайской деревни Ханси.
Руда отличается легкоплавкостью и потому давно эксплоатируется корейцами и китайцами, ежегодно вывозятся тысячи пудов руды частью на
джонках в Корею, частью путем в п. Хунь-Чунь и корейские деревни.
Несмотря на примитивные способы обработки, приготовляют из нее
доброкачественные напилки, также отливают чугунные чаши и котлы.
Удобство эксплуатации обуславливается не только близостью моря, дающего возможность вывозить руду, но и соседством обнажений каменного
угля.
После посещения Тилеманом на месте залежей руды был
М.И. Янковский.... он построил столбы и записал ... на свое имя, но в каком размере, и где именно еще не получены свидетельства.
ЦГА ВМФ Фонд 417, оп.1, д.294 стр.2
(л. 6-7) Капитану 2-го ранга господину Федосьеву.
По исследованию образца магнитного железняка с устья реки Тумень-Ула в нем оказалось в 100 частях: железа 64,68 (за исследование получено
три рубля)
(л. 15-16) Государь император соизволил:
1. Командировать в Южно-Уссурийский край горную экспедицию сроком до 2 1/2 лет в составе трех горных инженеров, геолога, его помощника и производителя разведочных работ.
2. 0бщее начальствование возложить на отправляемого в качестве геолога Горного инженера Надворного Советника Иванова 5-го. Прибыть в
край ранней весной будущего 1889 года, когда и приступить к разведочным
работам. Работы экспедиции будут продолжаться в течении 1889-1890 года.(30 чел. рабочих)
М.Островский
(л. 23-24) предоставить ей для производства изысканий вдоль побережья Японского моря и Татарского пролива и для разъездов с той же
целью пароходы "Амур" и "Суйфун"
от 22 марта 1889г.
Почтительно ходатайствую о назначении будущим летом доброго морского судна вроде "Сивуча" в распоряжение экспедиции.
Нач. Иванов
Управляющему Министерством
предоставить для обхода портов лодку
"Сивуч".
Рапорт в Управление.
Я отправился с пароходом Messageries. Во Владивостоке узнал
неприятную новость от моего помощника Конкина 2-го, что он
заболел и не может выехать из России ранее осени. Я озаботился приглашением к севе
коллектора из лиц, проживающих во Владивостоке (г.
Маргаритов), на осень
я пригласил горного техника Масленникова. Пользуясь благоприятной погодой для объезда был предложен
буксирный пароход "Польза". На этом удобном пароходе я несколько раз
обошел берега о. Русского. Для наиболее продолжительной и дальней службы
в мое распоряжение была предоставлена винтовая лодка "Нерпа", под
начальством капитана Кази.
...На пятый день мы перешли ночевать в Бухту Таранцева, где были
задержаны ветром и только к вечеру добрались до
залива Славянского. На
завтра на той же манзовской шлюпке я обошел мыс Куприянова и ночевал на
ферме Янковского.
После поездки по западному Берегу полуострова Муравьева-Амурского я сделал попытку пометить Бухту Песчаную и затем до конца
ноября сделал сухопутные обходы пройдя до бухты Седими, затем по реке
того же имени до ее верховья и назад через Барабаш, посещая ловинъ (слово
неразборчиво) Мангугая, Амбы и Суйфуна у Никольского.
стр. 3
Результатом изысканий минувшего года является кроме
непосредственных наблюдений, еще коллекция 1000 образцов горных пород
и многочисленных палеонтологических остатков, осмотр 22 месторождений
угля и соответствующая коллекция образцов минерального горючего.
Морской сборник, 1888, N 9 (или 8 или 47 - нечетко),
труд А.П.Кеппена "Минеральный уголь в Южно-Уссурийском крае".
К третичной свите относятся 1 полоса, вытянутая вдоль западного побережья залива Амурского и от устья Суйфуна до
залива Славянского, в этой полосе залегают обнажения полуострова
Янковского,
Турека и Угольного мыса.
Заведующий разведочной партией П.А.Акимов.
Начальник горной экспедиции Иванов.
Вернуться
|