"ВЛАДИВОСТОК"
пятница, 5 октября 2001 года
http://www.vladnews.ru/
Предлагаемый читателю материал появился в результате
4-месячных поисков - обычно в выходные - разных сведений об одном осеннем дне
ушедшего века. Подборка материалов о "послевоенных войнах" в майском номере
аналитического еженедельника "Власть", а именно "Война в Корее", заронила в мое
дальневосточное сердце тлеющий интерес к давним событиям. Обведенный красным
маркером абзац на глянцевой странице журнала подталкивал к поискам.
Безрезультатные звонки в краевой архив, закрытые двери музея Тихоокеанского
флота и природная лень приковали меня к компьютеру, оснащенному доступом во
всемирную сеть, с помощью которого я нашел несколько статей, вышел на
родственников главных героев и непосредственных участников интересующего меня
события. Сайт МИДа грозил растянуть мое небольшое расследование надолго и
требовал предоплату. Отказавшись от растрат и волокиты, я действовал без
поддержки МИДа, обратившись преимущественно к более доступным в сети источникам.
Буду рад любой критике и новым сведениям об интересующем событии.
Тайфун в начале августа отсрочил мой визит на место происшествия. И вот наконец
- несколько часов "полевой экспедиции" в Сухую Речку (около165 км от
Владивостока вокруг залива), которую я вижу из окна своей владивостокской
квартиры. Теперь я могу рассказать об этом так...
БОМБОВЫЙ УДАР по Приморью нанесли американцы полвека назад
Принесенные ветром
Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, однако
почти каждый, кто слышал об этом инциденте, заключает: "Это могло бы стать
началом третьей мировой войны!" Впрочем, очень немногие могут похвастать знанием
о том, что же в действительности произошло 8 октября 1950 года недалеко от
деревни Сухая Речка (Хасанский район, Приморский край). В этот день два
реактивных американских самолета "Метеор" (Shooting Star F-80) нанесли штурмовой
удар по аэродрому, где дислоцировалась воинская часть ВВС Тихоокеанского флота.
На земле сожжено девять (по другим сведениям - семь) старых "П-39-Аэрокобра"
-винтовых самолетов, поступивших по ленд-лизу еще во время войны. Пожар
продолжался несколько дней. За исключением старожилов деревни Сухая Речка и ее
окрестностей, почти никто не осведомлен об этом странном повороте холодной войны
- ни военные, ни интеллигенция, ни вообще население Приморского края, не говоря
уже обо всех остальных наших соотечественниках.
Скудные сведения об этом происшествии в малочисленных
публикациях исчерпываются обычно двумя-тремя строчками, комментарии
историков-аналитиков отсутствуют. Только в статье генерал-лейтенанта авиации в
отставке Георгия Лобова мы нашли официальную трактовку событий того осеннего
дня.
Гораздо более яркая картина представлена в статье одного из
непосредственных участников атаки - американского летчика Олтона Квонбека (Alton
H.Quanbeck), который после 22 лет службы в ВВС работал в сенатском комитете по
разведке (Senate Intelligence Committee) и в ЦРУ. Сейчас он занимается сельским
хозяйством на своей ферме в Мидделбурге, США. Он был очень удивлен нашему
запросу по электронной почте и с радостью обеспечил доступной информацией.
Его статья была опубликована 4 марта 1990 года в "Вашингтон
пост" под названием "Моя короткая война с Россией". Другой пилот, Аллен
Дифендорф (Alien J.Diefendorf), отслужив 33 года в ВВС, скончался в 1996 году.
Как пишет Квонбек, расстрелянный аэродром - жертва
незамысловатой ошибки. Низкие облака и неожиданно сильный ветер явились причиной
того, что самолеты снесло к северо-востоку и пострадал не намеченный заранее
американским руководством аэродром в порту Чхонджин (Chohgjin) (Северная Корея),
а советский - Сухая Речка. "С середины сентября (начало активных действий войск
ООН в КНДР) советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас
сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке. Опознавательных знаков на земле
не было видно, радионавигации не существовало. Расчеты делались только исходя из
направления и силы ветра, и время полета до цели определяло необходимость
снижения. Полет проходил над облаками на высоте более 11 тыс. метров.
Я не знал точно, где мы... Через просвет в облаках я увидел,
что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами... По пыльной дороге на
запад шел грузовик". Они решили догнать его и вышли на аэродром. Это было похоже
на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте
радионавигации, фотографий и детальных карт объектов не было. "На аэродроме
стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были
выстроены около 20 самолетов типа "П-39" и "П-63".... На темно-зеленых фюзеляжах
были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти
не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько
очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я".
Удостоверившись, что цель поражена, стоящие на аэродроме самолеты загорелись,
американцы развернулись и улетели.
Разбор полетов
На отходе от цели они взяли курс к базе и неожиданно увидели
остров рядом с побережьем. "Ничего себе, - подумал я. - Рядом с Чхонджином нет
острова"; - вспоминает летчик. Немного обеспокоившись и сверившись с картой,
американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому.
"Советские радары, должно быть, запеленговали нас на
расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно,
потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки...
...Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было
готовых самолетов или ракет, готовых отразить атаку. Это было в воскресенье
после обеда. Для них это было как Перл-Харбор..." Однако в самом начале этой же
статьи Квонбек, оправдывая свое нападение, пишет о встретивших "Метеоры"
"вспышках противовоздушного огня с двухэтажного здания", что его удивило.
Уже на следующий день, 9 октября, Громыко выступил с
официальным протестом ООН - в то время КНДР была объявлена агрессором, и в
составе войск ООН американцы и союзники вступили с ней в открытое
противодействие. В ноте протеста инцидент именовался "вероломным нарушением
советских границ", "провокационным актом". СССР требовал, чтобы виновные понесли
наказание. Впоследствии на дипломатическом уровне инцидент был замят - и у
русских, и у американцев были свои причины, пишет Квонбек. Через 11 дней в своем
обращении к ООН Трумэн признал вину США и заявил, что командир полка ВВС США на
Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты
по отношению к пилотам. Американские летчики были преданы военному трибуналу,
отстранены от боевых действий и переведены в другие части.
Есть информация и о том, что командир советского авиаполка
был также понижен в должности.
Правда, здесь начинаются некоторые разночтения. Относительно
"роковых" низких облаков, которые призваны объяснить действия американцев,
генерал-лейтенант авиации в отставке Георгий Лобов саркастически замечает, что
погода была ясная, видимость очертаний побережья - отличная и это исключало
потерю ориентировки экипажами. Исследователь Владимир Шигин в статье "С-117" не
вышла на связь" утверждает, что вслед нежданным пришельцам было направлено
несколько уцелевших самолетов: "Поднятое в воздух звено истребителей ВВС
американские самолеты не догнало". В этом же источнике говорится, что
американские истребители поднялись с авианосца "Мидуэй", а не с американской
базы в Тэгу (Taegu) в Южной Корее - первой базы реактивных самолетов в Южной
Корее.
Пыль, покрывшая время
- Нет, никто за ними не гнался, - усмехается очевидец давнего
октябрьского нападения, житель деревни Сухая Речка, щурясь на полуденном солнце.
Мы случайно встретились с Григорием Андреевичем Больдусовым во время поисков
аэродрома. - Кажется, выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели.
Покружили, постреляли из пулеметов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда
уж 13-й год пошел. А почему вы интересуетесь? - он, видимо, не разделяет нашей
точки зрения о важности этого события.
Грунтовка, представляющая собой единственный путь по земле в
Сухую Речку (та самая пыльная дорога, о которой писал Квонбек), осталась как
будто нетронутой прошедшими десятилетиями. Внушительный слой пыли покрывает
деревья и траву на обочинах, клубы пыли в воздухе значительно ограничивают
видимость. По мере приближения к объекту дорожные указатели становятся все реже,
по обеим сторонам дороги - развалины военных частей - опустевшие полуразрушенные
казармы, заброшенные плацы. Заборы у жилых домов в деревне сконструированы из
металлических решеток с круглыми отверстиями - остатки покрытия для взлетной
полосы. Это явный признак того, что где-то неподалеку скрывается пресловутый
аэродром, который впоследствии оказывается ровным полем, заросшим полынью и
репейником, местами виднеются бетонные плиты. Время от времени встречаются
ржавые остатки покрытия, не пригодившегося в хозяйстве селянам. Разгоняемся в
автомобиле по предполагаемой взлетной полосе - длина около двух километров - но,
к сожалению, не взлетаем. Погода, по словам Григория Больдусова, была точно
такая же, как тогда: есть и облака, и солнце. Нам был отчетливо виден
Владивосток -всего каких-нибудь 30 километров на другой стороне залива, быть
может, он тоже мог подвергнуться штурмовому удару заблудившихся в облаках?
Небольшая свалка, аромат моря и трав, очертания гор в
спускающемся тумане -именно оттуда 50 лет назад прилетели незваные гости...
Аэродром был закрыт в конце восьмидесятых, часть расформирована, дома брошены.
- Как шпионы американские узнали об аэродроме, так и закрыли,
- говорит пожилая женщина, удерживая рвущуюся навстречу нам собаку, -смысла-то
нет, если враги знают...
Владимир МИХАЙЛОВ,
специально для "В"
|