Приморец, №70 (8656), 19 июня 2004 г., суббота, с. 6.
ЛЮДИ, ПОМНЯЩИЕ РОДСТВО
В долине реки Виноградной открыт мемориальный камень,
посвященный 140-летию основания первого поселения корейцев на территории России
- деревни Тизинхе
Вадим БАТЯНИН
Праздничные мероприятия в благоухающей зеленью долине были
организованы краевым отделением культурно-национальной автономии российских
корейцев. При этом торжества на земле Хасанской положили начало общероссийскому
национально-культурному фестивалю корейцев. Подобного рода мероприятия пройдут
также в Уссурийске, Артеме, Находке и в семи больших городах, как Владивосток,
Хабаровск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Москва. То есть там,
где имеются самые значительные этнические диаспоры российских корейцев.
Фестиваль будет проводиться в течение всего 2004 года, объявленного на
правительственном уровне годом 140-летия принятия корейцами российского
гражданства.
При освоении обретенного Южно-Уссурийского края царские
власти не препятствовали эмиграции из соседней Кореи. В поисках лучшей доли
первые корейцы оказались на территории нынешнего Хасанского района в 1863 году.
А уже через год в долине реки
Тизинхе появилась одноименная деревня с корейским населением. Большинство
корейцев по собственной инициативе принимали российское подданство и сразу же
оказывались под защитой Российской Империи. В свою очередь, Россия получила
реальную возможность хозяйственного освоения далекого края, пока устраивалось
переселение сюда крестьян из центральных губерний. И словно грибы, стали
появляться на Посьетском Клине хутора и деревни с корейскими названиями, но в
русском произношении: Пакшекори, Тальми, Пунктой,
Фаташи, Ансан, Намдон, Дюнсой...
Как было принято в России, деревня становилась селом, если
здесь появлялся православный храм. И впервые на земле Хасанской именно в Тизинхе
вознесся к небу купол русской православной церкви, и поплыл над сопками
малиновый звон колоколов. В строительстве православного Свято-Иннокентьевского
храма в Тизинхе корейцы принимали самое прямое участие и, видимо, по душе и по
промыслу Божьему становились православными людьми. Затем православные храмы с
корейскими прихожанами и такими же священнослужителями появились в Нижней Янчихе,
в Верхнем Адими, в Усть-Сидеми. В1873 году на полуострове Краббе под Посьетом
корейцы выстроили часовню по случаю пребывания здесь великого князя Алексея
Александровича Романова и освятили часовню в честь апостолов Петра и Павла.
В мае 1891 года военные чины, русское и корейское гражданское
население встречали в Посьете наследника Российского престола Николая
Александровича Романова. Как свидетельствует историческая справка, будущий
монарх Российской Империи Николай II очень заинтересовался жизнью "туземных
подданных", одетых в красивые национальные одежды - ханбоки, и с готовностью
принял приглашение посетить село Тизинхе. В тот же день в сопровождении свиты и
местных корейских старост цесаревич верхом отправился в Тизинхе.
Будущего царя поражала местная природа, солнечный майский
день, зазеленевшие рисом, кукурузой и капустой поля в долине реки Тизинхе и на
склонах прилегавших сопок. В селе цесаревича Николая снова встречали люди в
праздничных ханбоках. Августейший гость остался доволен незабываемой встречей в
Тизинхе, отметил похвальное трудолюбие корейцев, облагораживающее край, и
достойное их подданство России.
Правда, не все было так хорошо для корейцев на их второй
Родине, как начиналось. Спустя семьдесят с лишним лет, советские власти
принудительно и поголовно выселили из Приморья укоренившихся здесь корейцев.
Русские тоже вынуждены были покинуть благословенную долину и реку,
переименованные из Тизинхе в Виноградную. От былого села Тизинхе-Виноградного
остались только фундаменты после домов да каменные мельничные жернова.
Сохранилось лишь здание
бывшей Свято-Иннокентьевской церкви, переделанное под казарму пограничной
заставы. Так пусть же те жестокие деяния останутся на совести авторов "русских
революций" и октябрьских переворотов в России! Важно, что жизнь все равно берет
свое. Поэтому устроители праздника на месте села Тизинхе не говорили о плохом.
Говорили о том, что село Тизинхе стало своеобразным истоком
для полумиллиона корейцев, которые проживают сегодня по всей России и на всем
пространстве бывшего СССР. И везде корейцев знают как доброжелательный,
трудолюбивый и терпеливый народ. Высказывались также пожелания укреплять
дружественные связи между Россией и Кореей. Смысл таких посылок прозвучал как в
словах представителей национально-культурной автономии российских корейцев, так
и в выступлениях приглашенных на торжество работников генерального консульства
Республики Корея во Владивостоке, южнокорейских фирм v совместных
российско-южнокорейских предприятий. Тот же смысл заключали в себе слова на
русском и корейском языках, выбитых в мраморе мемориального камня. Стоять тому
камню вечно!
Нужно быть по-настоящему самодостаточным народом среди многих
других народов России, чтобы по прошествии 140 лет помнить, откуда были родом
российские корейцы. Так что выступления с барабанами коллектива "Самульнори", а
также танцевально-фольклорного ансамбля "Ариран" вполне вписывались в атмосферу
праздника под открытым небом. Барабанщики прибыли на торжество в долину реки
Тизинхе-Виноградная, будучи студентами отделения корееведения Дальневосточного
государственного университета. А танцовщицы в ханбоках были из Уссурийска,
представляя городской корейский национальный фонд "Возрождение". И в обоих
коллективах не сходили улыбки с восточных и славянских молодых лиц.
|