Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru

Назад Главная Вверх Вперед

 

ЦГАВМФ фонд 909, опись 1, дело 46, лист 50, 55 об.-58 об., /фрагмент/.

Его Императорскому Высочеству 
Государю Великому Князю
Генерал Адмиралу

Военного Губернатора Приморской 
области В.С. и Командира Сибирской 
флотилии и портов Восточного Океана


                                                        РАПОРТ


    (л. 50) Воля В.И.В. в занятии гаваней Владивосток /Мей/ и Новгородской заливе Посьет/ приведена мною в исполнение. 

Значительные исправления, которых потребовали корветы: «Боярин», «Воевода», «Гридень» и клипер «Опричник», замедлили отправление судов этих из Николаевска до половины июня…

    (л. 55) …30 июня я отправился из гавани Св. Ольги в залив Посьета, при входе в который увидел выходящий тр. «Манджур». Желая знать о исполнении данного мною поручения, ? (неразборчиво) приказал транспорту следовать за пароходом «Америка» и 1 июля в 2 часа пополудни стали на якорь (л. 56) в гавани Новгородской.

    Для занятия постов в заливе Посьет и гавани Владивосток, назначена была 3 рота Линейного №4 б. В.С. в полном составе; но транспорт «Манджур», взяв лес для постройки двух казарм и офицерского дома, не мог поместить более 100 человек нижних чинов с провизией на три месяца. Остальных людей и дополнительную провизию на годовое продовольствие  всей роты я предполагал отправить на транспорте «Японец» по возвращении его из Хакодате в Николаевск. Но это предположение не состоялось. Через Лейтенанта Назимова, которого я забрал в гавани Посьета, получено мною от к. 1 р. Лихачева уведомление, (л. 56 об.) что транспорт «Японец» отправился с ним из Хакодате в Печелийский залив. Зайдя первоначально в залив Посьета, где и оставил из своей команды 20 человек для разработки каменного угля. Не зная о времени возвращения тр. «Японец» в Николаевск, я поручил К. 1 р. Петровскому зафрахтовать в Николаевске под провиант купеческое судно и адресовать его прямо в залив Посьет. На транспорт же «Манджур» рассчитывать я не мог, ибо он должен обойти все северные порты: Петропавловск, Охотск, Гижигу, Аян и Удск для снабжения их провиантом.
    Бухта залива Посьета представляет все удобства для якорной стоянки судов, но не может служить местом для устройства (л. 57) постоянного порта. Одним из главных недостатков есть трудные береговые сообщения с р. Амур, сколько стоит можно судить по гористой местности окружающей всю бухту, конечно это обстоятельство требует подробнейшего исследования. 

    Далее недостаток в пресной воде, которую должно добывать из колодцев и недостаток лесу. Строевого лесу совершенно нет, и дровяной хотя и есть, но в небольшом количестве и в дальнем расстоянии от берега.
    Пост состоит из 70 чел. нижних чинов, с боевой амуницией, 4-мя десантными орудиями 12 фунт. калибра и одной 24-х фунт. пушкой-карронадой. Столь значительная артиллерия, не соответствующая числу людей, (л. 57 об.) оставлена мною вследствие сведений, полученных от туземцев о том, что вблизи поста находятся китайские военные караулы, числом до 2-х т. человек. Караулы эти не входят ни в какие сношения к нашим постам и смотрят на нас неприязненно. Так например, запрещают туземцам возить на суда наши провизию; впрочем туземцы же напротив, по видимому весьма расположены к нам и направляют зелень и рыбу не смотря на запрещение (вычеркнуто).
    В действительности существования упомянутых караулов я имел случай убедиться при посылке на берег гребных судов для рубки дров. Только что шлюпки отвалили от берега, как вдруг, прискакало до 50 вооруженных ружьями всадников, которые, (л. 58) спешившись у берега, выждали отряд шлюпок, не предприняв, впрочем, никаких враждебных действий. Кроме этого всякий день слышна была в отдалении пушечная пальба. Не знаю, известно ли китайскому правительству занятие русскими залива Посьета, но покуда при занятии этом не встречено никаких со стороны его препятствий. Во всяком случае, безопасность поста нашего достаточно обеспечено как положением его, так и присутствием корвета «Гридень», которому поручено охранение постов, как в заливе Посьета, так и в гавани Владивосток и вместе с тем - содействие к устройству их. При этом мною поручено командиру в (л. 58 об.) случае каких-либо неприязненных действий или дерзких требований со стороны китайцев, принять самые решительные и строгие меры, которые, по моему мнению, одни могут заставить их уважать и исполнять трактаты.
    В настоящее время вся важность залива Посьет заключается в присутствии там каменного угля, который впрочем, без сомнения, находится по всему протяжению прибрежья Татарского залива и Японского моря. Месторождение угля в заливе Посьета еще не исследовано и богатство его не определено, но качество угля, который я успел испытать при переходе во Владивосток, удовлетворительно.
    7-го июля транспорт «Манджур» отправлен мною в Николаевск.

Вернуться


© MARCEL FAMILY, 2004-2009  Design by Marcel

Коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов

 

Сайт создан в системе uCoz