Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru

Назад Главная Вверх Вперед

 

 

Герман Ким.   Первые корейские школы  на русском Дальнем Востоке.

В начале XIX в. Н. Насекин побывал в корейских селениях и ознакомившись с состоянием школьного дела, оставил довольно подробное описание.  Всего в корейских селениях действовало 10 школ, из них в Посьетском участке всего 6: в Красном селе, Заречье, Новой (Чурихе), Янчихе, Тизинхе и Адими; в Суйфунском участке во всех селениях - 4, в селениях Верхне-Уссурийского и Сучанского участков школ не было. Всех учеников  277 мальчиков и ни одной девочки. Насекин Н.  Корейцы Приамурского края // Журнал Министерства Народного просвещения. Часть СССLII, Спб, 1904, с. 23-30.

    В селе Янчихэ было 25 учеников в возрасте от 9 до 15 лет, которые делились на три отделения. На 1-ом отделении 9 детей учились три года, и двое 4 года; на 2-ом отделении 7 человек учились 3 года, 1 учился 2 года. На 3-ем отделении 9 человек со сроком обучения 1-2 года. На 3-ем отделении ученики читали, списывали с книги, выполняли сложение с  цифрами до 20, русским языком владели еще плохо. На  втором отделении читали, списывали с книги под диктовку, по арифметике проходили сложение, вычитание и умножение с цифрами до 100; изучали закон Божий, знали наизусть молитвы, но объяснить их смысл не могли. На первом отделении учащиеся читали по книге «Русская речь» Вольфа, могли пересказать прочитанное своими словами. По арифметике выполняли задачи на все 4 действия с  простыми числами. По закону Божию знали молитвы и Новый завет. Ученики все из Верхней и Нижней Янчихе, кроме 4 из Красного села и 2 из Тизинхе. Школа основана в 1891 году, на средства общества и здание обошлось в 4 750 рублей, учебная мебель в 300 рублей. Законоучителем состоял местный миссионер о. Михаил, приехавший недавно, учителем – Добровский  И. А., получавший жалование по 600 рублей в год, квартиру, освещение, отопление и для услуг пользовавшийся  сторожем, что обходилось в год 200 рублей. Учитель закончил курс в Прибалтийской Учительской семинарии в Риге. Учебники ежегодно  покупали за счет общества в год по 100 рублей. Все содержание школы за исключением ремонта обходилось  до 900 рублей. Кроме того, общество села Янчихэ наняло за 10 рублей в месяц псаломщика для обучения учеников церковному пению.

    В Тизинхе школа  построена на средства волости и сельского общества. Школа основана в 1893 г. по инициативе  волостного старшины Цоя. Учитель Семен Син кончил курс Янчинской школы, 18 лет, жалования получал 17 рублей в месяц, а также жилье с отоплением и освещением. 18 учеников делились на три отделения. На старшем первом отделении 3 ученика, курс учения 2 года. Им преподавались  закон Божий, Ветхий завет и молитвы: Отче наш, молитва Богородице, символ веры, чистописание, арифметика. На 2-ом  отделении 5 учеников от 9 до 15 лет, с курсом обучения в 1,5 года, а на  3-ем отделении 10 учеников в возрасте от 8 до 12 лет с годичным сроком учебы. 

    Школа в селе Адеми основана в 1893 году и ее здание обошлось волост­ному правлению в 3 500 рублей. Учитель Иван Низковских, окончивший курс в Ом­ской учительской семинарии,  получал жалованье 500 рублей в год. Всего учеников – 38, из которых из села Адеми - 31, из Рязаново - 5, из Песчаной - 1, из Буссе – 1.  В школе 3 отделения: 1-е млад­шее, состояло из 11 человек от 8 до 13 лет; 2-е отделение - 14 человек от 8 до 16 лет; 3-е отделение,  6 учеников от 10-16 лет. 

Школа в Красном Селе. Учитель Павел Ким закончил курс обучения в Ячихинской школе, получал 150 рублей в год и жил за свой счет. Учеников - 19 человек,  поделенные  на 3 отделения.

Школа в Заречье. Учитель Николай Югай, обучался во втором классе Благовещенского духовного училища, получал 360 рублей в год. Учеников 26, которые разделены на 4 отделения.

Школа в деревне Корсаковке. Учитель - миссионер Михайловский, получавший 400 р. в год, из которых он отдавал старшему ученику Дементию Киму 200 рублей и 116 пудов пшеницы. Всех учеников 39, которые делились на 4 отделения.

Школа деревни Кроуновки.. Учитель Иван Кунс, окончивший курс в Корсаковской школе, получал 400 рублей в год  и жилье за счет общества.   В школе 32 ученика и 4 отделения.

Школа в селе Пуциловка. Учителем состоял священник-миссионер, получавший 200 рублей в год. Старший ученик и псаломщик при школе получали  по 100 рублей в год. Учеников 35 человек, которые разделены на 3 отделения.

Школа в селе  Синельниково была открыта в 1888 году.  Всех учеников 28 человек,  которые были поделены на три отделения. К истории корейских школ // Владивосток,  1885,  № 26.

 В 1910 г. в корейских селах Посьетского стана проживали 13 259 человек, из которых 9 271 являлись русско-поданными, а остальные иностранно-поданными, численность мужчин составляла 6 878 человек, женщин – 6381 человек.  В 19 корейских селах действовали 19 школ, причем только в трех селах: Барановке, Августовке и Кедровой пади не имелось школы, а в Нижнем Янчихе и Новокиевском было по две школы.  Всего в школах обучалось 861 ученика, в том числе 802 мальчика и всего 53 девочки, которые составили 6,6 процента. Подсчитано по: Песоцкий В.Д.  Корейский вопрос в Приамурье // Труды командированной по Высочайшему повелению Амурской экспедиции. Приложение к выпуску XI, Хабаровск,1913, с. 166-167

 

Таблица №1. Население и просвещение в корейских селах Посьетского стана в 1910 г.

 

Наименова- ние селения

Русско-поданных

Иностранно-поданных

Количество школ

Число учащихся

М.

Ж.

М.

Ж.

М.

Ж.

Янчихинская волость

 

 

 

 

 

 

 

Село Красное

389

412

73

66

1

54

8

Нагорное

125

111

56

51

1

22

-

Заречье

365

380

201

150

1

61

1

Новая деревня

151

156

39

25

1

22

-

Фаташи

351

295

112

87

1

54

-

Нижнее Янчихе

526

492

144

126

2

132

-

Верхнее Янчихе

227

273

75

69

1

37

-

Барановка

91

89

32

34

-

-

-

Краббе

469

457

102

99

1

47

-

Новокиевское

142

116

418

281

2

81

1

Адиминская волость

 

 

 

 

 

 

 

Тизинхе

646

621

191

187

1

77

15

Сухановка

106

91

59

48

1

18

4

Резяново

206

218

42

22

1

27

-

Нижне Адими

209

200

56

42

1

59

14

Верхнее Адими

167

162

77

76

1

21

-

Брусье

182

176

104

104

1

22

-

Августовка

12

8

-

-

-

-

-

Сидими

279

260

325

278

1

68

10

Кедровая падь

53

58

76

61

-

-

-

Всего

4696

4575

2182

1806

19

802

53

 

По состоянию на 1 января 1910 г. корейское население села Тизинхе, к которому относились  Верхнее, Среднее и Нижнее Тизинхе, а также Верхнее и Нижнее Чапигоу, Секетуй и Качаги  состояло из 589 мужчин и 544 женщин.  Грамотность среди мужской части населения имела следующую характеристику: в возрастной группе до 21 года грамотных было 84, а неграмотных – 238;  в группе от 21 года до 40 лет соответственно 48 и 122 человека. Среди 97 мужчин старше 40 лет не было ни одного грамотного. Всего грамотных – 132 человека, что составляет 23,4 процента от общей численности корейцев-мужчин. Подсчитано по: Песоцкий В.Д.  Корейский вопрос в Приамурье // Труды командированной по Высочайшему повелению Амурской экспедиции. Приложение к выпуску XI, Хабаровск,1913, с. 166-167, 171 

Анализ описания школьного дела в корейских селах позволяет сделать следующие выводы.  Средства на содержание школ, жилья для учителей, необходимого оборудования и учебников поступали кассы деревенского общества, в которую жители села делали взносы. Хотя отмечается случай, когда волостная администрация также внесла свой вклад в дело основания новой школы в с. Тизинхе.  Все школьные помещения, классы и жилье для учителей вполне отвечали требованиям и были пригодны для использования. Все школы были маленькими и число учеников не достигало даже 50 человек. Учились исключительно мальчики в возрасте от 8 до 16 лет, причем нередко среди них встречались уже женатые. Классы или, как их называли, отделения  были небольшими, так как в каждом обучалось от 2 до 10 человек. 

Учителями в школе работали как священники-миссионеры, так и корейцы, причем условия оплаты труда были различными. Корейские учителя получили  жалование в два раза меньшую, чем русские и должны были жить за свой счет, в то время как миссионеры обеспечивались из средств общества не только жильем, но и зачастую топливом и освещением. Как правило русским миссионерским учителям помогали старшие ученики, которые зачастую выполняли основную часть работы, а получали в лучшем случае лишь четверть учительского жалования, а то и вовсе ничего. 

Все ученики-корейцы отличались тягой к знаниям и прилежно учили учебные дисциплины, в которые входили чтение, чистописание, грамматика русского языка, перевод с корейского на русский и наоборот, арифметика, а также заучивание основных молитв, изучение Ветхого и Нового завета. Особенно преуспевали ученики в выполнении арифметических действий, в механическом заучивании, однако многие испытывали затруднения в произношении, в правильном переводе. Учеба в корейских школах начиналась в конце лета – начале осени и заканчивалась в середине мая.  Отмечалось, что часть учеников одевалась по-корейски, а другая носила русские рубашки и сапоги, что свидетельствует о постепенных изменениях в образе жизни.

 Наиболее важными вопросами, подлежащими решению совместными усилиями русских властей и корейской общественностью являлись следующие.

Во-первых,  школ для корейских детей не хватало и нередко ученики ходили пешком на значительные расстояния в школу другого села. Из-за нехватки учебных мест многие корейские дети не могли посещать школу. Школы необходимы в селах Краббе, Фаташи, Сидеми, Кедровой пади, Монгугае.

Во-вторых, принимая во внимание необходимость открытия новых школ, следовало подготовить учителей, в особенности из числа корейцев. Прежде принимали в Благовещенское духовное училище и в семинарию на казенный счет корейцев, но из всех шести учившихся корейцев ни один не остался на учительской должности, и все предпочли чиновничью службу иди более выгодную должность приказчика профессии сельского учителя. Желательно, чтобы корейских юношей вновь принимали за казенный счет, при этом  обязатъ их после окончания отработать несколько лет  в сельской школе.

В-третьих, часть корейцев, в особенности те, кто проживал в непосредственной близости с русским населением, желали отдать своих детей в русские школы, но не имели возможности.  В Сучанском участке корейцы привозили детей в школу села Владимиро-Александровское, но учительница,   очень желая их принять, не могла этого сделать из-за нехватки мест.

В-четвертых, следовало ввести должный контроль за состоянием учебного процесса, посещаемостью и успеваемостью учеников, а также разнообразить программу учебных дисциплин.

В-пятых, острым было положение с учебниками для корейских школ. Так как в России учебников для корейцев не было, им приходилось пользоваться  учебниками, составленными японцами. Таким путем японское правительство постепенно создает из школьной системы в Корее, да и в наших пределах, среди корейских поселенцев, могучее орудие японизации корейцев. Недачин С.  Корейцы-колонисты. К вопросу о сближении корейцев с Россией // Восточный сборник, издание общества русских ориенталистов 1913, с. 189.  183-205.

 

  2. Школы корейского села Благословенного

    Село Благословенное расположено на левом берегу реки Самары в трех верстах от впадения ее в Амур. Основано оно было в 1871 году выходцами из Кореи преимущественно из ее северных провинций. Под угрозой сильного голода, охватившего Корею, 100 семей корейцев перешли русскую границу и остановились у Янчихе, затем русскими властями были направлены на Амур и в том же году основали на берегу реки Самары нынешнее селение Благословенное. Благодаря  исключительно благоприятным условиям, даровым  владением землей, избавлением их от всяких государственных повинностей       (до 1894 года - принятия ими русского подданства), плодородным отведенным им площадям и свойственному корейцам умению обработки земли, вновь основанное поселение вскоре начало процветать и население его быстро увеличиваться. Так в 1872 году в Благословенном жили 246 мужчин и 185 женщин, в 1903 году насчитывалось уже 685 мужчин и 640 женщин, а  в 1909 г.   соответственно  950 мужчин и  866 женщин, то есть в 36 летний промежуток времени население учетверилось. Все мужское население делилось по возрастным группам, следующим образом: до 17 лет – 456 человек, от 17 до 55 лет – 415 человек, от 55 лет и старше – 79 человек.  Данных о возрастной структуре женщин нет.  Все корейское население с. Благословенного числом в 1816 человек являлось православным.  Из  950 мужчин говорящих по-русски было 358 человек, т.е. около одной трети. Кириллов А.  Корейцы села Благословенного.  Историко- этнографический очерк // Приамурские ведомости.  1895,  №№ 58-59

    Школьное дело в селе Благословенном в общем поставлено на должную высоту, имелась  церковно-приходская  школа в непосредственном ведении местного священника, затем министерская, где обучаются корейские девочки, и корейская школа, специально для обучения  мальчиков. Школа была открыта по инициативе нескольких частных лиц жителей села Благословенного.

 

Церковно-приходская школа.

    Церковно-приходская школа помещалась в специально для этой цели построенном деревянном здании на каменном фундаменте. Постройка была сделана на средства крестьянского общества села Благословенного и обошлась около 4000 рублей, причем  500 рублей получено было в виде пособия от Училищного Совета Благовещенской Епархии на средства которого и содержится главным образом школа. Общество же несло расходы на покупку письменных принадлежностей и учебных пособий по 50 рублей ежегодно. В 1909 г. в школе обучалось 109 корейских мальчиков, разделенных на 2 отделения. Преподавал местный священник безвозмездно и специально нанятый учитель Василий Укоров, получавший 600 рублей ежегодно от    Училищного Совета.  Ему помогала учительница Пелагея Тонких с жалованием 400 рублей в год. Чиновники, посещавшие с. Благословенное, отмечали, что преподавание в школе шло весьма успешно. С одной стороны, был виден несомненный интерес обучаемых к проходимым предметам, с другой стороны, заметна любовь к делу учительского персонала. Такой успех дела тем более значим, ибо приходилось иметь дело с мальчиками - корейцами, которые при  поступлении в школу не знали почти ни одного русского слова.

 

 Министерская школа.

    Для обучения корейских девочек в 1907 году основана в селе Благословенном  министерская школа. Построена она была на средства жителей села и обошлась приблизительно в 1890 руб. Школа содержалась на средства Министерства Народного Просвещения, сельское общество несло расходы, связанные с расходами на жилье для учителя и отопление. Учительницей состояла Екатерина Васильевна Солодова, которая не получала от общества денежного пособия. В 1909 г. в школе обучалось 40 учениц. Обучение шло довольно медленно, так как приходилось сталкиваться с незнанием детьми русского языка.

 

Корейская школа.

В октябре 1908 года в селе Благословенном открыта впервые корейская школа. Школа эта открыта с ведома начальника 3-его участка, по инициативе частных лиц, во главе которых стоял крестьянин Андрей Цхой. Школа была призвана обучить корейскую молодежь корейской и китайской письменности. Открытие школы совпало с прибытием в село Благословенное выходца из Кореи, некоего Ли Кван Нер, ставшего впоследствии учителем в этой школе. Известно, что Ли Кван Нер был  родом из Пхеньяна, где  получил образование в средней школе. Он производил впечатление довольно образованного  человека и преподавал в школе безвозмездно. Школа не имела определенного помещения, а перемещалась каждые два месяца из фанзы в фанзу родителей детей, которые в ней обучались и на средства которых она содержалась.

В 1909 г. в школе обучалось лишь 8 учеников не старше 12 летнего возраста, которые занимались изучением корейской и китайской письменности, а также получают первоначальные сведения по географии Востока и арифметике. Кириллов А.  Корейцы села Благословенного.  Историко- этнографический очерк // Приамурские ведомости.  1895,  №№ 58-59

 

    Ким Герман Николаевич, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 3272-621345, e-mail ger_art@astel.kz;         kazgugnk@yahoo.com


© MARCEL FAMILY, 2004-2009  Design by Marcel

Коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов

 

Сайт создан в системе uCoz