Уважаемые посетители, сайт перенесен на другой домен www.khasan-district.ru

Назад Главная Вверх Вперед

 

ЦГА ВМФ фонд 417, оп. 1,  д. 136, л. 21-23

 

ЗАПИСКА

Об устройстве Уссурийского края

 

Приобретение Уссурийского края и деятельность

Правительства по устройству оного в 1860-1868 г.г.

 

По Пекинскому договору 2-го ноября 1860 г. (Полн. Собр. Зак. 1860 г. №36459), Россия формально укрепила за собою обширный край, заключающий в себе бассейн правых протоков р. Уссури, верхнее течение сей последней, большую часть озера Ханка с его притоками и, наконец, прибрежье Японского моря от р. Тумындзян до широты (л. 21 об.) устья Уссури.

Чрезвычайно важное экономическое и политическое значение новой окраины, изобилующей плодородною почвою, естественными богатствами, удобными водными путями и прекрасными гаванями, дающими возможность развития наших сил на дальнем Востоке, с первых дней присоединения оной к нашим владениям вызвало особые заботы Правительства об окончательном укреплении и прочном слиянии ее с остальными частями Империи.

Наиболее целесообразным  (л. 22) в сем отношении средствам было признано водворение в сем крае оседлого русского населения, могущего вызвать к жизни естественные богатства окраины и распространить в оной наше влияние.

На первых порах однако эта задача усложнилась необходимостью не только заселения, но и охранения военною силою всей новой пограничной черты, а потому колонизация Уссурийского края началась с обязательного переселения сюда Амурского  (л. 22 об.) казачьего войска, образованного, согласно Высочайше утвержденному 7 июня 1860 г. Положению об нем (Полн. Собр. Зак. 1860 г., №35.857) , специально для указанной цели защиты границы – из семейств конных и пеших казаков Забайкальского казачьего войска в числе от 10/т. до 20/т. душ обоего пола.

Переселенцам этим были отведены свободные земли по р.р. Амуру и Уссури до морского прибрежья, а равно им было предоставлено право свободной торговли в новых местах (л. 23) жительства, причем они были освобождены от денежных сборов в течение 2 лет.

Для развития же торговых сношений во вновь присоединенных портах и гаванях края, включенного в административном отношении в Приморскую область Восточной Сибири, высочайше утвержденным 22 декабря 1860 г. Положением Сибирского Комитета (Полн. Собр. Зак. 1862 г. №36429 а) право свободной торговли иностранными товарами распространено на все (л. 23 об.) вообще порты Приморской области, причем постановлено приводить эту меру в исполнение постепенно по отношению к тем из наших портов в Манджурии, в которых находились Русские поселения, испрашивая у каждого отдельного порта особое разрешение.

Независимо от забот собственно по устройству Уссурийского края, присоединение сего последнего к громадному пространству Восточной (л. 24) Сибири выдвинуло вопросы об установлении наиболее удобного способа управления всею этою областью.

По сему предмету бывший Генерал-Губернатор Восточной Сибири, Граф Муравьев-Амурский, во всеподданнейшей записке 22 февраля 1860 г. (Дело бывшего Сибирского Комитета 1860 г. №42) , объяснял, что при обширности вверенного ему края, недостатки путей сообщения, разнообразие и многосложности интересов, представляемых каждою отдельною (л. 24 об.)частью этой местности, управление ею одним лицом представляется невозможным. Посему Граф Муравьев полагал:

1.                  Изъять Приморскую область из ведения Главного Управления и Генерал-Губернатора Восточной Сибири, оставить ее под управлением Военного Губернатора, который, вместе с тем, должен быть Главным Командиром портов и флотилии Восточного Океана и командующим войсками, расположенными в области, (л. 25) ему же должны быть поручены дипломатические сношения с Японией.

2.                  Иркутскую губернию и области: Забайкальскую, Амурскую и Якутскую оставить в ведении Главного Управления и Генерал-Губернатора Восточной Сибири, обязанного также вести дипломатические сношения с Китаем.

3.                  Енисейскую губернию присоединить к Западной Сибири.

Предположения эти, по рассмотрении их в Высочайшем присутствии 11 мая 1860 г. в бывшем Сибирском Комитете – в части, касавшейся новой организации Приморской области, были отклонены по несвоевременности.

 

Предположения и меры Правительства  по колонизации края.

 

Между тем вопросы о колонизации Уссурийского края не переставали быт предметом особых забот Правительства. Первые опыты применения направленных к этой цели мер обнаружили, что казачье население, не по своей воле переведенное из (л. 26) Забайкалья на новые, часто неудачно выбранные места и лишенное средств и желания заниматься земледелием, мало способствовало действительному развитию края. Переселение же крестьян-земледельцев из внутренних губерний Империи и из Восточной Сибири совершалось в столь ограниченном размере, что не могло существенно влиять на благосостояние упомянутой окраины (Всеподданнейший отчет И.д. Генерал-Губернатора Восточной Сибири за 1860 г., Генерал-Лейтенанта Корсакова).

(л. 26 об.) В следствие сего и в видах скорейшего населения сей последней, Высочайше утвержденным 27 апреля 1861 г. положением бывшего Сибирского Комитета (Полн. Собр. Зак. 1861 г. №36.928) было дозволено возвратиться в Амурской и Приморской областях не только русским, но и иностранцам, причем переселение должно было совершаться на собственный счет переселенцев без всякого денежного пособия со стороны казны. По прибытии в край переселенцам было (с. 27) предоставлено приобретать поземельные участки или приписываться к городам. Означенные участки желающим по их избранию – или во временное владение или в полную собственность, пространством не более 100 дес. на  семейство. Отведенною землею переселенцы могли пользоваться бесплатно в течение 20 лет, а затем – за особую оброчную плату. В случае приобретения земли в собственность за десятину ее уплачивалось по 3 р. Затем выкупленная земля никакому сбору в течение 20 лет не подлежала. В случае оставления переселенцем земли в необработанном  виде в течение 5 лет, правительство могло отобрать таковую в свое распоряжение. Переселенцы податных сословий освобождались также от отбывания рекрутской повинности в течение 10 наборов и навсегда от подушных податей; затем уже по истечение 20 лет они обязаны были платить Правительству, независимо от оброчной платы за пользование землею только одну поземельную подать. Эти льготы распространены были и на прежде переселившихся в край лиц.

Приписавшимся к городам переселенцам дарована была льгота от платежа всяких пошлин, государственных повинностей и от военного постоя в течение 10 лет с 1861 г.

(л. 28)  Лица эти также  освобождены были в течение 10 наборов от поставки рекрутов и, сверх того, им было предоставлено право свободной торговли по всему Уссурийскому краю и разрешено производство всяких промыслов и ремесел, а также учреждение фабрик  и заводов всякого размера и ценности.

Наряду с вышеуказанными общими мерами к поднятию в том крае сельского хозяйства и благосостояния городов нельзя не указать также на некоторые специальные меры, имевшие целью возможное в крае развитие частной  (л. 28 об.) торговли и промышленности, и в особенности промышленности горной, залогом будущности которой служили значительные рудные богатства той местности.

Так, Высочайше утвержденным 2 апреля 1862 г. мнением Государственного Совета (Полн. Собр. Зак. , 1862 г., № 38123), был дозволен беспошлинный по Азиатской торговле пропуск всех китайских товаров, кроме чая, хлебных вин и водок и разрешено применение общего по Европейской торговле тарифа к европейским и колониальным товарам, доставляемым через порты Приморской и Амурской областей.

(л. 29) На основании Высочайше утвержденного 3 апреля 1862 г. мнения Государственного Совета (Полн. Собр. Зак., 1862 г., №38126), в Иркутске учреждено особое таможенное управление для Восточной Сибири, а Высочайше утвержденным 26 сентября 1862 г. журналом бывшего Сибирского Комитета предоставлено было частным лицам право отыскивать и разрабатывать каменный уголь в областях Приморской и Амурской  с соблюдением особых правил, выработанных для сего Генерал-Губернатором Восточной Сибири.

При всем том однако главным препятствием к успешному (л. 29 об.) развитию края служила по прежнему малонаселенность его. В устранение сего бывший Генерал-Губернатор Восточной Сибири, Генерал-Лейтенант Корсаков признавал  полезным перечислить Уссурийский пеший казачий батальон в первобытное крестьянское состояние; но к осуществлению сего предположения встретилось препятствие со стороны Военного Министерства, по мнению коего уменьшение на этой дальней окраине наших военных сил представляло значительные опасности (Всеподданнейший отчет Генерал-Губернатора Восточной Сибири за 1862 г.)

При таких условиях развитие края, естественно, подвигалось довольно медленно. Отсутствие капиталов и частной  предприимчивости имело результатом производство торговли в самых ограниченных размерах, несмотря на то, что Высочайше утвержденным 25 декабря 1862 г. Положением бывшего Сибирского Комитета (Полн. Собр. Зак. 1862 г., № 39090 в.) свободная торговля иностранными товарами разрешена была в следующих портах от Дуэ, Корсуна, Де-Кастри, Владивосток и гаванях: Св. Ольги и Новгородской.

Главным предметом местной торговли, кроме трепанга и морской капусты являлся в то время лес.

(л. 30 об.) Для упорядочения этой последней отрасли промышленности Высочайше утвержденным 21 апреля 1863 г. Положением  бывшего Сибирского Комитета (Полн. Собр. Зак. 1863 г., №39522) были установлены правила о рубке леса и об условиях лесной промышленности  с Приморской области, согласно коим рубка леса на внутренние потребности, а также торговля лесом внутри области дозволена была всем русским и иностранным подданным беспошлинно.

Вывоз всяких лесных материалов дозволен был всем русским и иностранным подданным первоначально из одной (л. 31) Императорской гавани. Засим рубку рангоутного и вообще корабельного, а также и всякого другого леса для заграничной торговли дозволялось производить с платою в казну попенных и посаженных денег.

Торговля сосредотачивалась в первое время преимущественно в Новгородской гавани, в заливе Посьета, и в Хабаровске; главными же покупателями являлись китайцы (манзы), переходившие в край в значительном числе лиц  для производства как торговли, так и земледелия. При невозможности однако фактического  подчинения этого многочисленного (л. 31 об.) инородческого класса населения нашим властям, за отсутствием достаточного числа наших административных органов и удобных путей сообщения, присутствие в крае манз признавалось местною администрацией вообще вредно отзывающимся на распространение там нашего влияния. Для достижения этой последней цели представлялось, по заключению администрации, необходимым усилить переселение из внутренних губерний Империи, которое до тех пор задерживалось, помимо чрезвычайной трудности передвижения сухим путем через всю Сибирь, главным образом недостатком нужных  (л. 32) на сей предмет денежных средств. Это последнее обстоятельство (т.е. недостаток средств) препятствовало также устройству  необходимых путей сообщения.

В сем отношении оказалось возможным достигнуть в этот первый период устройства края лишь следующее (Всеподданнейшие отчеты Генерал-Губернатора Восточной Сибири за 1866-1868 г.г.)) в 1867 г. открыта для почтового сообщения дорога вверх по рекам Уссури и Даубихэ до Владивостока. В том же году был окончен Амурский телеграф, длиною 2000 верст, от Николаевска через Хабаровку вверх по р. Уссури до Новгородской гавани, с особою ветвью от Софийска к Александровскому (л. 32 об.) посту в заливе Де-Кастри.

К этому же периоду времени относится и отвод Удельному ведомству, по Высочайшему повелению (Полн. Собр. Зак. 1867 г., июля 3, №44798)  в Приморской области 2-х участков земли, в том числе и острова Русского, всего в количестве 466/т. дес., с целью постепенного их заселения и хозяйственного их устройства.

Разработка минеральных богатств края, в особенности каменного угля в окрестностях Новгородской гавани производилась первоначально только   средствами Правительства исключительно для надобностей Сибирской Флотилии и пароходства, так как частных предпринимателей (л. 33) для сего не имелось. Золото добывалось в небольшом количестве, преимущественно китайцами.

 

Предположения и мероприятия по административному устройству Уссурийского края с 1868 по 1876 г.г.

 

Выдающимся событием в истории развития Уссурийского края представляется наплыв в 1868 г. искателей золота, вызвавший на о. Аскольд столь значительные беспорядки, что их пришлось подавить военною силою, которою также было прекращено волнение, возникшее среди манзовского населения Уссурийского края. Выяснившаяся при этих обстоятельствах неудобства и несовершенства (л. 33 об.)  административного и экономического строя Приморской области послужили основанием Генерал-Губернатору Восточной Сибири указать на необходимость переустройства области.

Во всеподданнейшей записке 17-го декабря 1868 г. (Дело Сибирского Отделения Канцелярии Морского Министерства 1868 г. №5 ч. 1) Генерал-Лейтенант Корсаков объяснял, что для достижения означенной цели желательно:

1.                  Перенесение военного и гражданского управлений области из Николаевска в Хабаровку, обладающую пред Николаевском преимуществами удобного расположения на пути внутренних сообщений края, центрального положения для стоящих в области войск и близости к местностям Южно-Уссурийского (л. 34) края, составляющим самую богатую и подающую надежды на процветание часть области;

2.                  Образование 4-х военных округов в Уссурийском крае в видах усиления в оном правительственной власти и освобождения начальников местных войск от несвойственных им занятий заведывания гражданскою частью.

3.                  Сформирование конного пограничного  отряда в 300-400 чел. для охранения границы Уссурийского края от наплыва бродячих манзов, а также для (л. 34 об.) объездов и разведок внутри страны.

4.                  Укрепление военного порта в одной из южных гаваней Восточного Океана в Посьете или Владивостоке, в виду возрастающего политического и экономического значения Южно-Уссурийского края.

5.                  Учреждение должности Пограничного Коммисара в Посьете, так как здесь сосредотачивается торговое движение со стороны Манджурии, за которым Правительству необходимо следить.

6.                  Учреждение расходного отделения казначейства в одной из южный гаваней и областного Казначейства в Хабаровске, что требовалось расширяющеюся в этой местности административною, торговою и промышленною деятельностью.

7.                  Учреждение в Хабаровске Городского Полицейского Управления.

8.                  Устройство почтового сообщения между Хабаровкою и Посьетом на средства государственного земского сбора.

9.                  Развитие существующего в области телеграфного сообщения.

10.             Ассигнование денежных (л. 35 об.) средств для колонизации Южно-Уссурийского края.

11.             Увеличение численности войск на острове Сахалин и учреждение там военного управления для поддержания нашего на местах влияния и предупреждения столкновения с японцами.

12.             Упразднение должности Командира Сибирской Флотилии и назначение Начальника Приморской области из лиц военного ведомства.

13.             Разделение Сибирской флотилии на 2 отдела с назначением одного из них в Николаевск, а другого – в одну из южных гаваней.

14.             Назначение постоянной (л. 36) эскадры  в водах Тихого Океана для защиты берегов и поддержания нравственного с нашей стороны влияния на Китай и Японию

15.             В видах обстоятельного обсуждения сих предположений Генерал-Губернатора Восточной Сибири в 1869 г. по Высочайшему повелению была образована особая Комиссия под председательством Генерал-Адьютанта Лутковского, из представителей от Министерств: Финансов, Иностранных Дел, Военного и Морского – Комиссия эта, ограничившись обсуждением (л. 36 об.) лишь тех  из приведенных предположений, кои требовали неотложного разрешения, в заседаниях 5, 7, 10, 13 и 18 марта, 4 и 8 апреля 1869 г. (Дело Сибирского Отдел. Канцелярии Морского Министерства 1868 г. №5 ч. 1) рассмотрела вопросы:

1.                  Об упрочении нашего положения на острове Сахалин.

2.                  Об обеспечении безопасности границы Южно-Уссурийского края.

3.                  О переселении в этот край 108 семей крестьян, проживавших по Аянскому тракту (в Амурской области)

4.                  О продолжении  телеграфной линии в Приморской области и по этим предметам пришла к следующему заключению:

а) Упрочение нашего положения на Сахалине может быть достигнуто только колонизацией сего острова и развитием на оном промышленности, в особенности же  каменно-угольной. В виду же  изведанной уже на практике затруднительности привлечения на суровый в климатическом и почвенном отношении о. Сахалин добровольных переселенцев, Комиссия остановилась на предположении о принудительной колонизации острова имеющими быть переведенными сюда ссыльно-каторжными, которые могли бы быть употребляемы и для разработки каменноугольных залежей, преимущественно в  южной части острова;

Для усиления же собственно военного элемента населения Сахалина (л. 37 об.) Комиссия полагала ограничиться  переводом на остров взвода горной артиллерии Забайкальской бригады;

б) По вопросу об охранении границы  Южно-Уссурийского края Комиссия отклонила предположение местного Главного Начальства об образовании конного отряда, находя, что таковой был бы недостаточен для предупреждения беспорядков и излишен для подавления таковых, так как достижение этой собственно цели обеспечено численностью расположенных в крае войск. Потребные же на сформирование сего отряда денежные средства с большею, по заключению Комиссии, пользою могли бы быть  употреблены на (л. 38) передвижение к границе  части 5-го Уссурийского казачьего батальона, расположенной на неудобных и затопляемых местах;

в) Переселение 108 семей крестьян с Аянского тракта Комиссия признала весьма полезным;

наконец  г) Соединение телеграфом Сретенска с Хабаровкою представлялось, по мнению Комиссии, делом неотложным для достижения облегчения сношений по вопросам администрации, торговли и политики.

 

Изложенные выводы упомянутой Комиссии поступили на обсуждение образованного под председательством Его Императорского Высочества (л. 38 об.) Великого Князя Константина Николаевича Особого Совещания по делам При-Амурского края, которое  в заседании 2 апреля 1869 г. пришло к заключению:

1.                  что переселение на остров Сахалин до 800 человек каторжных не противоречит общим видам устройства При-Амурского края;

2.                  что усиление войск на этом острове до состава 1-го батальона и 1-го взвода горной артиллерии и прибытие в японские воды 4-х наших военных судов должно послужить к увеличению нашего в тех местах влияния;

3.                  что для усиления перевозочных средств Сибирской флотилии необходимо построить одну шхуну.

 

На основании сих соображений Совещание постановило  испросить Высочайшее разрешение:

1.         на переселение в 1869 г. на Сахалин каторжных в размере не более 800 человек;

2.         на доведение военных сил на острове до 1-го линейного батальона и 1-го взвода горной артиллерии;

3.         на предоставление Министром Морскому и Финансов войти в соглашение о сверхсметном кредите для постройки одной шхуны.

 

Таковые заключения Особого Совещания удостоились Высочайшего утверждения 14 апреля 1869 г.

(л. 39 об.) Засим в заседании 25-того же апреля совещание постановило:

1. ограничить кредит по перевозке войск на о. Сахалин  суммою в 30/т. руб.;

2. разрешить переселение 108 семей с Аянского тракта в Приморскую область с употреблением на сие безвозвратно до 41/т. р. и заимообразно до 10.800 р.  из сумм земского сбора;

3. в видах обеспечения границы Южно-Уссурийского края сформировать безотлагательно сводную казачью сотню с дополнением пехотными солдатами из линейных батальонов, если для образования ее не найдется достаточного числа казаков - охотников;

4. (л. 40) приступить в 1869 г. к продолжению постройки  Сибирского телеграфа и окончить ее в 1870 г. Телеграф устроить в два  провода между Верхнеудинском, Сретенском, Хабаровкою и Новгородскою гаванью; телеграфное же соединение между Хабаровкою и Николаевском оставить в один провод;

5. в Южно-Уссурийском крае учредить пограничное комиссарство;

6. разрешить Министру Внутренних Дел безотлагательно приступить к устройству почтового сообщения (л. 40 об.) между Хабаровкой и заливом Посьета; и

7. составить  инструкцию на имя Председателя посылаемой в Приамурский край Комиссии.

Эти постановления Особого Совещания были также Высочайше утверждены 5 мая 1869 года.

Между тем бывший Генерал-Губернатор  Восточной Сибири, Генерал –Лейтенант Корсаков, во всеподданнейшем отчете за 1868 г. вновь заявил о необходимости административного переустройства (л. 41)  подведомственного ему края, а именно на следующих основаниях: в виду тесной экономической, географической связи Забайкальской области с Приамурским краем, соединить оную с  сим последним, подчинив ее особому Генерал-Губернатору, резиденция которого должна быть в верховьях Амура, куда перевести из Иркутска и Окружное Управление, так как  Амурский Генерал-Губернатор должен быть (л. 41 об.) Командующим войсками края. Кроме сего учредить  при новом Генерал-Губернаторе особую гражданскую канцелярию. Затем  соединить губернии Томскую, Иркутскую и Енисейскую и область Якутскую в одно Сибирское Генерал-Губернаторство; Тобольскую   губернию присоединить к Европейской России. Наконец киргизские степи с Сибирским казачьим войском передать в ведение Туркестанского Генерал-Губернатора.

(л. 42) В виду важности возбужденного Генерал-Лейтенантом Корсаковым вопроса, а также для приведения в ближайшую известность потребностей Приамурского края, по Высочайшему повелению, весною 1869 г. была послана в Восточную Сибирь Комиссия под председательством Генерал-Адъютанта Сколкова, из представителей  от различных Министерств. Исследовав на месте нужды края в течение одного года, комиссия эта пришла к следующим выводам (Дело Сибирского Отделения Канцелярии Морского Министерства, 1868 г. №5 ч. II):

1. Главный недостаток действующего порядка управления Приамурским краем заключается в подчинении этого управления главному начальству Восточной Сибири, имеющему место требования за несколько тысяч верст от сосредоточения правительственных интересов в названном крае. Поэтому необходимо перенести административный центр края из Иркутска на Амур и предоставить местной администрации достаточную самостоятельность. Находя за сим, что существовавшая при занятии края  связь между Байкальской и Амурской при современном положении дел уже не имеет силы, почему к соединению этих областей под одним непосредственным управлением нет оснований и что за тем учреждение особого Генерал-Губернаторства для одного только (л. 43 об.) Приамурского края не вызывается необходимостью, Комиссия признала наиболее соответствующим потребностям края следующее его административное устройство: (Амурский полуостров с г. Владивостоком, островами Сахалином, Командорскими и Курильскими, а равно округа Петропавловский, Читинский и Удской и все морское прибрежье от Де- Кастри до Владивостока – предоставить в ведение Военного Губернатора (л. 41 об.) г. Владивостока и морских колоний, с соединением  с этим званием и звания Главного Командира портов Восточного Океана. Из остального пространств Приморской и из всей Амурской областей образовать одну Приамурскую область под начальством Военного Губернатора с предоставлением ему прав Командующего войсками. Гор. Николаевск со своим округом оставить в ведении гражданского начальства Приамурского (л. 44 об.) края. Залив Де-Кастри, в виду торгового его значения, изъять из морского ведомства;

2. По вопросу о колонизации Приамурского края Комиссия пришла к заключению, что в виду малонаселенности даже лучших частей края, а также и чрезвычайной трудности достижения переселенцами из внутренних губерний мест назначения  с достаточными для обзаведения средствами – Правительству следовало бы (л. 45) разрешить жителям неблагоприятных для земледелия местностей Амурской области переселиться в богатый Южно-Уссурийский край, поощрять свободное переселение  выдачею переселенцам правительственного заимообразного пособия при самом водворении их в новых местах жительства; для облегчения же самого передвижения переселенцев по р.р. Уссури, Сунгача и озеру Ханка назначить особый  (л. 45 об.) пароход с одною или двумя баржами. Кроме того комиссия признавала желательным продолжить дарованную указом 27 апреля 1861 г. льготу от податей и рекрутской повинности еще на 10 лет сверх установленного в приведенном указе срока  и сложить со счетов накопившуюся на местном населении безнадежную недоимку по прежде выданным казною пособиям. Вместе с тем для  (л. 46) обеспечения дальнейшей колонизации Приамурского края Комиссия находила необходимым пересмотреть вообще в законодательном порядке дарованные переселяющимся указом 27 апреля 1861 г. льготы и привести таковые в большее соответствие с изменившимися обстоятельствами и нуждами края и, сверх того, принять некоторые административные меры, как то: разослать начальникам густонаселенных губерний  (л. 46 об.) Европейской России печатные экземпляры правил об условиях переселения на Амур, предоставив Губернаторам распространить оные среди крестьянского населения; поручить местному начальству Амурского края составить описание лучших земель с обозначением главнейших хозяйственных условий их и способов достижения переселенцами сих земель; облегчить провоз по водным путям крестьян-ходоков; (л. 47) предоставить местной администрации следить за целесообразным ведением переселенцами хозяйства;

3. Для поднятия благосостояния Уссурийского казачьего батальона, находящегося в бедственном положении, Комиссия проектировала следующие меры: ограничить районы батальонного округа; выселить в Забайкальскую область на казенный счет всех лиц, не могущих вести собственное хозяйство; все прочее население оставить на прежнем основании, отдав в его распоряжение земли, оказавшиеся свободными после выселения; сложить со счетов числящийся на казаках казенный долг; прекратить отбывание казаками почтовой гоньбы, устроив почтовое сообщение на общем, существующем в Империи, основаниям; дозволить всем желающим свободно селиться на землях уссурийского батальона, позади казачьего кордона на общем для всех переселяющихся в Амурский край основании.

(л. 48)  Имея засим в виду, что казачье население вовсе не удовлетворяет военным требованиям, Комиссия признавала необходимым возложить оборону Уссурийского края на регулярные войска, из которых расположить по одному батальону в значительнейших пунктах края, а именно: в Благовещенске, Хабаровске, Софийске, одной из южных гаваней и на границе с Манджурией и Кореею. Местные же команды расположить в пунктах второстепенной важности (л. 48 об.) в Николаевске, гавани Св. Ольги, в одной из южных гаваней где не будет избранно порта, на озере Ханке, в гавани Находке и в урочище Бельцовском конную сотню, охраняющую границу с Китаем следовало бы, по мнению Комиссии довести до состава дивизиона.

4. Сухопутные и водные сообщения Комиссия признала находящимися в неудовлетворительном состоянии, так как в Уссурийском крае имелся постоянный тракт только на протяжении 130 верст (л. 49) от Камня-Рыболова, на озере Ханка, до поста Раздольного, на р. Суйфун. Другой путь – от ст. Буссе, на р. Уссури к верховьям р. Даубихэ и оттуда до п. Раздольного – только устраивался. Сообщение с южными гаванями производилось только по вьючным и пешеходным тропинкам. Необходимы пути от Сретенска  до Покровки, стоимостью до 218/т. р., и от Софийска до Де-Кастри, стоимостьюдо 195/т. р. - Главными артериями движения по краю (л. 49 об.) служили водные пути. При существовании однако исключительно только казенного пароходства – и торговля развивалась лишь медленно, почему необходимым представлялось, по мнению Комиссии, учреждение пароходства на коммерческих основаниях и установление по р.р. Амурского бассейна правильного и срочного  почтово-пассажирского и буксирного сообщения, со взиманием платы за перевозку почты, войск (л. 50) грузов и пассажиров.

Наконец 5. касательно водворения каторжных  на острове Сахалин Комиссия пришла к заключению о полной возможности исполнения сего дела при условии ограничения числа переселяемых лиц.

Рассмотрев приведенные результаты трудов названной Комиссии, Особое Совещание по делам Приамурского края, в заседании (л. 50 об.) 25 мая 1870 года (Дело Сиб. Отд. Канц. Морского М-ва 1868 г. №5 ч. III)  признало необходимым:

I.      по предмету устройства управления Приамурским краем –

1.                     гражданское управление сим краем изъять из подчинения находящегося в Иркутске центрального управления Восточной Сибири;

2.                     Оставив Забайкальскую область, по прежнему, в составе Генерал-Губернаторства Восточной Сибири, из существующих областей Приморской (л. 51) и Амурской образовать одну под наименованием Амурской, под ведением Начальника области. Местопребыванием для областного управления назначить Хабаровку. К этой области применить общие губернские учреждения в упрощенном виде соответственно местным потребностям;

3.                     Из Амурского полуострова с островом (л. 51 об.) Русский и городом Владивостоком, морского прибрежья от Владивостока до залива Де-Кастри, округов Петропавловского, Гижинского и Удского

Вернуться


© MARCEL FAMILY, 2004-2009  Design by Marcel

Коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов

 

Сайт создан в системе uCoz